Парктроники задние и передние


подключение, схема и монтаж своими руками

Никакое, пусть даже самое высокотехнологичное оборудование, не сможет заменить уверенность и правильность действий, если есть опыт. Руки, быстрота реакции, острое зрение водителя гораздо важнее, чем все существующие вспомогательные системы. Однако мастерство вождения может прийти только с опытом (а возможно, и с царапинами на кузове машины). Чтобы свести к минимуму проблемы из-за неумелой парковки, человечество придумало парктроник. Естественно, эти приборы не являются панацеей и не могут работать так же, как глаза и руки. Но парктроники смогут спасти от царапин и столкновений на тесных парковках. Прибор будет очень полезен начинающим водителям, особенно если он правильно подобран. Но купить его – это только половина дела. Нужно еще грамотно установить и подключить передний парктроник, а также настроить систему. В сегодняшней статье мы расскажем, как это сделать.

Что такое парктроник?

Это специальные системы, служащие для обозначения габаритов автомобиля при помощи датчиков. Основная функция парктроника – предупредить водителя о каком-либо предмете или объекте на пути автомобиля. Существуют как задние парковочные системы, так и передние.

Устройство

Типичный парковочный радар состоит из электронного блока. Он управляет всеми исполнительными элементами - обрабатывает полученные данные и выполняет самодиагностику. В качестве исполнительных устройств в большинстве парктроников применяются ультразвуковые сенсоры. Именно эти элементы обнаруживают различные препятствия и подают сигнал на электронный блок. Также парковочный комплекс включает в себя световой индикатор или дисплей. С помощью этих элементов осуществляется процесс информирования водителя о расстоянии до препятствия. Парктроники со световыми индикаторами – самые простые. Модели с дисплеем более функциональные и позволяют подключать камеры заднего или переднего вида. Некоторые устройства среди возможностей имеют функцию проецирования данных на лобовое стекло. Но такие имеются далеко не на всех автомобилях.

Как это работает?

Прежде чем устанавливать парковочные системы на свой автомобиль, следует знать и понимать то, как работают эти устройства. Итак, электронный блок посылает на сенсоры специальный сигнал. Датчики излучают ультразвуковую волну на 120 градусов. Если волна встретит на своем пути препятствие, она будет отражена. Датчик сможет уловить ее и затем передаст информацию об этом на блок.

Управляющий блок считает время, нужное сенсорам на генерацию волны и принятие, а затем считает расстояние до препятствия на пути. Затем вся информация передается на оповещательные приборы. Запускается устройство автоматически – когда водитель включает соответствующую передачу и начинает движение, в работу включаются все датчики. В случае с задним парктроником и задней передачей активируются задние датчики и два передних по краям. Когда водитель тормозит, задействуются все датчики на переднем бампере. Система работает автоматически.

Целесообразность передних парктроников

С задними парктрониками все понятно – они очень помогают начинающим водителям при парковках, выездах из дворов и прилегающих территорий. А вот монтаж переднего парктроника многие считают нецелесообразным. Что касается технологии монтажа, то она зависит от конкретной модели автомобиля. Дело в том, что бордюр практически везде имеет одинаковую высоту. Дорожный просвет у кроссовера и седана – разный. Если автомобиль имеет большой клиренс, тогда действительно от переднего парктроника толку будет мало. Но если машина низкая (“Шевроле Круз”, “Фиат Типо” и так далее), то стоит оснастить автомобиль парковочным радаром.

Особенности установки и работы систем

Имеются и определенные особенности подключения переднего парктроника. С датчиками на заднем бампере все значительно проще. В случае с задними сенсорами электроника реагирует на включенную передачу и не мешает водителю в процессе движения ложными сигналами.

Передний датчик следует привязывать к нажатию тормоза или же к скорости, с которой движется автомобиль. Все это требует более глубокого внедрения в электронику автомобиля. Поэтому передние парковочные системы стоят дороже задних.

Монтаж датчиков на переднем бампере автомобиля

Посмотрим, как правильно установить парктроник своими руками. В большинстве случаев управляющий блок монтируют в багажник. Работы по установке лучше всего начать с задней части автомобиля.

Бампер рекомендуется демонтировать. Далее поверхность его тщательно очищают и моют. На новых машинах производитель уже сделал на поверхности бампера заводскую разметку для установки парковочных датчиков. Но на более старых такого нет – в этом случае разметку выполняют своими руками.

Необходимо учитывать, что сенсоры нужно устанавливать на высоте не меньше 50 сантиметров от земли. Места монтажа размечают так, чтобы между ними было равное расстояние. Следят и за расстоянием от краев бампера. Оно также должно быть одинаковым. Недопустимо, чтобы сенсор закрывали номерные знаки или молдинги. Если все хорошо, далее с помощью дрели и тонкого сверла в бампере делают отверстия. При помощи комплектной фрезы отверстие расширяют. Затем в получившуюся дыру устанавливают датчики. Всю проводку надежно закрепляют хомутами, которые затем закрепляются на бампере. Датчики нужно устанавливать так, чтобы они находились под углом 90 градусов к поверхности земли.

Как подключить передний парктроник?

Если процесс монтажа передних и задних датчиков практически не отличается, то подключение переднего парктроника (блока управления) значительно сложнее. Существуют разные варианты – с кнопкой активации парктроника, с нажатием на тормоз, с активацией после включения первой передачи.

Схема с кнопкой

Такой вариант значительно проще в реализации, и работает он вполне эффективно. Правда, запускать его нужно вручную - при необходимости. Для реализации схемы нужна кнопка, которую нужно установить в любом удобном и легко доступном для водителя месте. Питание можно взять оттуда же, откуда запитан видеорегистратор или плафон освещения в салоне. Принцип такого подключения переднего парктроника простой – когда двигатель запущен, питание поступает. Если мотор заглушить, тогда система отключится. Конечно, этот вариант не идеален – по всем правилам, парковочная система должна включаться автоматически, если скорость движения составляет 20 километров в час и ниже.

Подключение к первой передаче

Здесь все сложнее, но ненамного. Для данной реализации понадобится датчик включения первой передачи. Это может быть обыкновенная кнопка. Также нужно изготовить подходящий держатель или кронштейн для крепления этой кнопки. Когда передача будет включена, рычаг КПП активирует кнопку, а она, в свою очередь, включит парковочную систему. Реализуется подключение переднего парктроника от первой скорости следующим образом. Сперва разбирают кожух селектора КПП. Здесь имеется много свободного места. Там же можно найти элементы крепежа. В индивидуальном порядке под крепеж нужно изготовить специальный держатель. Кнопку лучше подбирать такую, которая имеет щелчок – это очень полезно в некоторых ситуациях. Затем кнопку внедряют в держатель. Систему проверяют на автомобиле. При необходимости, конструкцию регулируют.

Схема с кнопкой и реле времени

Это еще один интересный вариант подключения переднего парктроника. Особенно он полезен для владельцев автомобилей с АКПП. Итак, дополнительно к кнопке подключают реле времени – оно при нажатии тумблера запустит парктроник на некоторое время, а затем система отключится. Это особенно удобно, когда в сложной ситуации нужно держать руль двумя руками.

Другие схемы

Можно осуществить и альтернативную схему подключения переднего парктроника. На автомобилях с АКПП имеется датчик, который контролирует включенную передачу. В моторном отсеке есть специальный блок, на контактах которого, в зависимости от включенной передачи, будет + 12 В, от которых можно запитать парковочную систему. Примерно таким образом устроена схема подключения переднего штатного парктроника на ах35 Hyundai. Передний датчик включается, когда селектор АКПП переведен в режим «Драйв». Отключение устройства наступает при скорости выше десяти километров в час.

Подключение камеры к переднему парктронику

Те, кому системы помощи при парковке мало, могут дополнительно установить еще и камеру. Для этого нужно приобрести специальное парковочное устройство со входом для видеоустройств. Камера подключается непосредственно к парктронику и магнитоле. На экран последней будет накладываться картинка с показаниями системы. Другой схемы подключения передней камеры к парктронику нет. Включается камера автоматически. Это происходит после включения зажигания. Система отключается, если машина набрала определенную скорость. Обычно это предел от 10 до 20 километров в час.

Заключение

Как видно, передние парковочные системы очень нужны. Если правильно их установить, они смогут реагировать даже на бордюры. Подключение переднего парктроника действительно сложнее. Но нет ничего невозможного – монтаж вполне можно выполнить своими руками.

fb.ru

Как произвести установку передних и задних парктроников своими руками?

Парктроники задние и передние представляют собой датчики, необходимые для обозначения габаритов транспортного средства. Многие автовладельцы сегодня ставят такие устройства на своим авто для того, чтобы предотвратить возможное столкновение с другими автомобилями при парковке. Подробнее о принципе действия, а также установке устройства своими руками вы можете узнать из этого материала.

Принцип действия парктроника

Парктроник передний и задний работают по одному принципу. Основными элементами такой системы считаются датчики, установленные на переднем и заднем бамперах. В зависимости от устройства, может использоваться от двух до восьми контроллеров. Суть работы заключается в том, что датчик излучает сигнал, отражающийся от разных объектов, при этом импульс после отражения возвращается обратно. С учетом времени возврата импульса определяется расстояние до объекта (автор — канал Обзор и распаковка электроники).

Следует отметить, что большая часть недорогих по цене устройств не в состоянии различать расстояние до препятствия, а также его габариты. То есть система может только оповестить водителя о том, что дистанция до объекта снижается. Парктроники передние и задние оборудуются биппером — специальным звуковым элементом для подачи сигнала. В зависимости от расстояния до объекта сигнал с датчика будет либо слабым, либо более сильным. Если биппер сигналит без перерыва, это говорит о том, что расстояние до объекта слишком маленькое и водителю нужно остановить автомобиль.

Подробная инструкция по установке

Как должен устанавливаться такой девайс своими руками? Как произвести монтаж и настройку устройства в свой автомобиль, чтобы не допустить возможных неисправностей и ремонта в будущем? Следует отметить, что ремонт — это первое, с чем сталкиваются автовладельцы при неправильной установке девайса (автор видео — канал Сделано в гараже).

Установка заднего датчика парковки

Для монтажа заднего парктроника выполните следующие действия:

  1. Сначала необходимо просверлить отверстия в бампере для монтажа датчиков, этот шаг является одним из самых важных. Сначала наметьте места для отверстий на бампере, после чего просверлите их. Бампер при этом лучше будет снять.
  2. Затем датчики необходимо установить в бампер, при этом их сенсоры необходимо направить наружу. Эти элементы фиксируются на тыльной стороне при помощи специальных колец, они должны идти в комплекте. Учтите, что сенсоры необходимо ставить в определенном порядке (они отмечаются латинскими буквами) и они должны быть направлены строго горизонтально. Эти устройства можно покрасить при необходимости, это никак не отразится на их функциональности.
  3. Следующим этапом будет установка блока обработки импульсов, обычно он ставится в багажнике или на внутренней стороне крыла, как вариант, его можно также установить под приборкой. Рассмотрим монтаж на примере багажного отсека. Проводка укладывается под обшивкой, все кабеля при этом лучше смотать изолентой, чтобы защитить их. При монтаже блока учитывайте, что место установки должно быть наиболее безопасным — на него не должна воздействовать влага.
  4. Затем блок нужно подключить к оптике заднего хода, это позволит системе включаться при активации задней передачи. Для подключения проводки к плюсу и минусу лампочек можно использовать изолирующие заклепки.
  5. Следующим этапом будет монтаж экрана, обычно его ставят в контрольный щиток, но как вариант — его можно поставить в заднюю часть салона, чтобы дисплей можно было видеть через салонное зеркало. Сам экран фиксируется на двухсторонний скотч и подключается к блоку. Вся проводка фиксируется при помощи изоленты либо специальных хомутов, надежное крепление позволит предотвратить возможный ремонт проводов в будущем. Когда все будет подключено, вам необходимо только активировать зажигание, включить заднюю скорость и посмотреть — начал ли гореть дисплей. Если он загорелся, то все действия по монтажу заднего парктроника вы выполнили правильно.
1. Просверлите отверстия в бампере. 2. Установите блок управления. 3. Установите дисплей в салоне.

Установка переднего датчика парковки

Теперь расскажем о монтаже переднего датчика. Установка переднего парктроника — это в целом аналогичная процедура, но есть определенные отличия.

Как произвести монтаж самостоятельно:

  1. Сначала необходимо уложить проводку. Все провода прокладываются через капот к багажнику транспортного средства через салон, где расположен блок управления и обработки импульсов. В зависимости от конструктивных особенностей авто, возможно, придется демонтировать решетку радиатора.
  2. Когда проводка будет уложена, необходимо разметить и просверлить отверстия в переднем бампере для установки датчиков. Чтобы протолкнуть проводку под бампер, используйте проволоку, также не забывайте о том, что провода необходимо скрепить при помощи изоленты либо хомутов. В моторный отсек провода выводятся через соответствующее отверстие. Возможно, вам потребуется демонтировать для укладки бачок омывателя, поскольку в зависимости от конструкции авто он может мешать.
  3. Кабель от левого контроллера желательно проложить по противоположной стороне — под аккумуляторной батареей. Для укладки остальных кабелей можно применять гофру, если она есть. Провод попадает в салон через технологическое отверстие.
  4. После этого необходимо определиться с тем, как устройство будет включаться, для этого есть несколько способов. К примеру, для активации можно использовать отдельную кнопку, тогда вам нужно будет подключить датчики к уже имеющейся кнопке на центральной консоли либо произвести монтаж новой кнопки управления. Преимущество этого метода заключается в том, что система будет использоваться тогда, когда этого пожелает водитель. Еще один вариант — включение системы будет осуществляться через зажигание. Такой вариант более удобен для тех, кто не хочет постоянно при парковке включать кнопку. Чтобы реализовать такой вариант, необходимо найти провод зажигания, для этого можно использовать тестер — когда зажигание включено, напряжение на проводе должно составлять 12 вольт. При выключенном зажигании напряжение на этом кабеле пропадет. Как вариант, активация парктроника может быть осуществлена при помощи педали тормоза, если вы выбираете этот способ, то вам нужно будет подключить питание к лампочкам стоп-сигналов.
  5. В итоге, когда способ активации будет выбран и реализован, провода необходимо подключить к управляющему блоку. Что касается подключения, то для этого необходимо использовать схему, которая идет в комплекте. В любом случае, провода от заднего и переднего парктроника подключаются аналогичным образом.
Выведенная кнопка для активации парктроника

Сбои в работе парковочного устройства и способы их устранения

В каких случаях потребуется ремонт? Если устройство работало, но в один момент перестало, то необходимо произвести диагностику подключения основных компонентов. Все составляющие элементы система должны быть соединены в соответствии со схемой подключения и инструкцией, идущей в комплекте. Удостоверьтесь в том, что вы правильно подключили провода к фонарям заднего хода, кнопке либо замку зажигания. Если у вас есть подозрения касательно работоспособности самого блока управления или системы в целом, то ремонт лучше доверить специалистам.

Если устройство долгое время работало в нормальном режиме, но потом в его работе появились неполадки, можно произвести компьютерную диагностику для поиска неисправности. Как правило, проблема заключается в выходе из строя датчиков. Если контроллер без перерыва подает импульс и сигнализирует водителю об опасности, причина в данном случае может заключаться в сенсоре. Возможно, на нем осела грязь или попало инородное тело, также часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой окисления контактов.

Необходимо учитывать, что сенсорные элементы чувствительны к влаге, поэтому если проблема проявляется во влажную погоду, удивлять не стоит. Попробуйте просушить сенсоры и проверить работоспособность системы еще раз. Также следует отметить, что аналогичная проблема может возникать при морозе, но в целом это не отражается на функциональности сенсоров в дальнейшем.

Цена вопроса

1. ROLSEN RPS-100B (средняя цена — 800 рублей) 2. MULTITRONICS PU-4TC (цена — примерно 3 тысячи рублей) 3. PARKMASTER 8-DJ-27 (цена — около 13 тысяч рублей)

Видео «Как своими руками отремонтировать парктроник для автомобиля?»

Наглядная инструкция по ремонту устройства в домашних условиях приведена на видео ниже (автор ролика — канал arsis44).

 Загрузка ...

avtozam.com

Парктроник передний и задний 8 датчиков, установка

Парковочные радары (или парктроники) часто приобретаются начинающими автовладельцами, что значительно упрощает им задачу по маневрированию в ограниченных пространствах. Однако зачастую они входят и в комплектацию весьма недешевых автомобилей, и не стоит воспринимать их как знак неумелого водителя — скорее, это весьма полезный аксессуар.

На автомобилях с плохо просчитанным обзором в задней полусфере парктроник будет отнюдь не бесполезен.

Принцип работы

Принцип работы подобных устройств прост — ряд датчиков посылает ультразвуковые импульсы, ловя их отражение от различных предметов на своем пути. Учитывая скорость распространения звука, по времени возврата сигнала можно определить расстояние. Информация может выдаваться водителю как звуковым сигналом при уменьшении расстояния до определенного расстояния, так и при помощи дисплея, позволяющего понять, с какой стороны расположено препятствие, а зачастую — и расстояние с точностью до 10 сантиметров.

На видео-парктроник передний и задний 8 датчиков:

Где устанавливаются

Парковочные радары могут устанавливаться как на задней стороне автомобиля, так и с обеих — в этом случае контролируется и расстояние перед передним бампером. Это оценят владельцы автомобилей, передний габарит которых плохо просматривается с водительского места.

Процедура установки парковочного радара не требует большого объема специальных знаний, более важна аккуратность.

Процедура установки

Монтаж

Вначале на бамперы в предполагаемом месте установки датчиков наклеивается полоса малярного скотча. Место для размещения датчиков выбирается таким образом, чтобы за ним было достаточно свободного пространства.

Снятие бампера, как правило, не требуется. На бампере находится линия, от которой можно производить разметку — например, длинный и ровный изгиб, какая-либо накладка и так далее. От этого места размечаются по 4 точки на равной высоте и с равным расстоянием между собой на каждом бампере.

Важно, четко разметив отверстия, отойти на некоторое расстояние и визуально оценить их расположение — насколько ровно выполнена разметка. Если все в порядке, сверлятся отверстия при помощи шуруповерта и коронки, идущей в комплекте с парктроником. Далее малярный скотч удаляется, а острым ножом удаляются заусенцы.

На видео- как установить парктроники задние и передние:

Размещение электроники

  • Теперь нужно определиться с расположением центрального блока парктроника. Как правило, он располагается в задней части автомобиля, так как требуется подключение к сигналу заднего хода. Поскольку многие автомобили имеют фонарь заднего хода, блок нужно размещать именно с его стороны.
  • Дисплей парктроника крепится либо на приборной панели, либо, что зачастую удобнее — на зеркало заднего вида. Чаще всего крепление осуществляется при помощи двухстороннего скотча. Перед приклеиванием обе поверхности тщательно обезжириваются.
  • Провод от дисплея протягивается под передней стойкой вверх и далее под дверными уплотнителями и средней стойкой к задней части автомобиля к главному блоку парктроника.
  • Сам центральный блок подключается к массе автомобиля, сигналу заднего хода (для работы датчиков в заднем бампере) и плюсу после замка зажигания (для работы передних датчиков). В задней части автомобиля проще всего найти плюс зажигания на питании топливного насоса, в этом случае парктроник будет работать только при заведенном двигателе — зачастую это удобно.

Возможно вам так же будет интересно узнать о том, какая автосигнализация лучше всего использовать в своём автомобиле.

А вот как правильно происходит установка автосигнализации с автозапуском своими руками, можно узнать из статьи.

Можно протянуть провод питания и от блока предохранителей вместе с проводом от дисплея, а также подключиться к задним габаритам. Все нужные провода легко найти простейшим светодиодным пробником.

  • Сами датчики устанавливаются при помощи крючка из толстой медной проволоки. Сначала устанавливается датчик со стороны, противоположной размещению блока парктроника.
  • Сначала крючок из следующего по порядку отверстия проводится в нужное, затем он цепляется за провод и протаскивает его.
  • Из второго отверстия в третье протаскиваются уже два провода и так далее. Проведя все четыре провода, их расправляют и жгутуют изолентой, а далее через подходящую заглушку проводятся внутрь автомобиля.

Важно не перепутать их порядок (например, 1-2-3-4 слева направо, либо L-LC-RC-R). Не надо сильно нажимать на середину датчика, защелкивая его в бампере, это может его повредить.

  • Затем провода от датчиков в возможных местах фиксируются нейлоновыми стяжками и подключаются к центральному блоку.

Как видите, обращение к специалисту для установки парковочного радара вовсе не нужно, если Вы уверены в своих силах.

Однако для более лучшего результата можно установить ещё и передний парктроник с камерой, подробно узнав о самой процедуре можно из статьи, перейдя по ссылке.

А вот какой парктроник с камерой самые лучший и как правильно его выбрать, поможет разобраться информация из статьи.

Так же будет интересно посмотреть и узнать какие цены парктроника существуют. Вся информация подробно указана в статье.

Цены и популярные модели

При этом цена популярных в России парктроников с 8 датчиками марок

  • Sho-Me,
  • ParkCity,
  • ParkMaster может быть отнюдь не велика — так, самые дешевые парковочные радары AVS стоят до 4 тысяч рублей, чуть дороже — Spark и Sho-Me.

Цена парктроников ParkMaster уже может превышать 10000 рублей при большей гибкости в работе и расширенном наборе функций.

new2tuning.ru

виды, характеристики, установка и отзывы

В современных городских условиях езда на автомобиле требует немалого мастерства - личного транспорта с каждым днем становится все больше, а свободы для маневра – все меньше. И если с ездой водители еще справляются, то поставить машину на парковку или просто остановиться возле магазина – это уже сложная задача, требующая хорошего глазомера и быстроты принятия решения. Как раз для облегчения этой проблемы и предназначены парктроники для авто. Сегодня мы поговорим о них более подробно.

Для чего нужен

Парктроник, или парковочный радар, служит для оповещения водителя о том, что его автомобиль слишком близко подъехал к другому автомобилю или препятствию. Устройство достаточно простое, но очень полезное в ситуациях с ограниченной видимостью и в стесненных местах. Кроме того, современные автомобили, ввиду того, что почти все они - с передним приводом, имеют длинный передний свес и покатый капот, который зачастую не виден с места водителя. Помимо этого, в угоду дизайнерским изыскам заднее стекло делают небольшим по размеру, особенно в седанах (там кромка багажника не видна). Все это создает дискомфорт и необходимость «прикидывать» расстояние до постороннего объекта «на глаз». Порой это не всегда оканчивается успешно. В результате на бамперах появляются царапины от близких контактов.

Как это работает

Конструктивно парктроник представляет собой ультразвуковой радар, датчики которого являются одновременно и излучателями. Они вырабатывают ультразвуковые волны и принимают их отражения. По времени возврата отраженного сигнала устройство определяет расстояние до препятствия. Большинство современных автомобилей еще на заводе оснащаются этим нехитрым устройством. Но и на любые старые автомобили можно его установить. Вопрос только в том, чтобы узнать, какие бывают парктроники на авто.

Виды

Система состоит из нескольких датчиков, коммутационного блока и информационной панели. Датчики могут располагаться на переднем и (или) заднем бампере – в самых проблемных, востребованных зонах, о которых было упомянуто выше. Датчиков на каждую зону может быть от двух до четырех. Две штуки, которые располагаются по углам, – самый экономичный и дешевый вариант. Но в центре при этом образуется слепая зона, которая никак не контролируется. Есть риск врезаться, скажем, в низко торчащую из земли трубу. Три датчика на бампере – уже более надежное решение. Но наилучшим вариантом является четыре элемента на равном удалении друг от друга. Таким образом, контролируется полностью вся площадь бампера. По отзывам владельцев, такая система - наиболее распространенная и удобная.

Системы оповещения

Информационный экран, собственно, и является системой оповещения водителя о наличии препятствия. Конструктивно он представляет собой коробочку с экраном, на котором символьно изображается автомобиль и датчики, расположенные на бамперах, в зависимости от комплектации. Кроме символов на экране, дополнительно может использоваться звуковой сигнал. Таким образом, существует три вида оповещения:

  • Звуковая.
  • Оптическая.
  • Символьная.

Первый вид – самый простой. При наличии препятствия в зоне действия радаров (от 2,5 м до 25 см) начинает звучать прерывистый сигнал. По мере приближения препятствия (или автомобиля к нему) сигнал начинает учащаться. При непосредственной близости к бамперу звук становится непрерывным. С помощью такой системы удобно парковаться на слух, но если со слухом проблемы или играет громкая музыка, то польза от парктроника значительно снижается. Следующая система – оптическая. Она представляет собой полоску светодиодов разного цвета, от зеленого до красного, в соответствии с близостью объекта. Эти полосы располагаются справа и слева на информационном экране и соответствуют расположению препятствий на соответствующих сторонах автомобиля. Цифровое отображение – экран, на котором демонстрируются цифры – расстояние в метрах до объекта. Цифры часто дублируются звуковой индикацией и светодиодными полосками. Система имеет возможность различных вариантов включения. В некоторых ситуациях цифровое отображение не слишком нужно, или, наоборот, при движении в пробке желательно отключить звуковое предупреждения, иначе парктроник будет постоянно пищать. Отзывы владельцев свидетельствуют, что все три системы одинаково удобны и комфорт пользования зачастую зависит от водительского стажа.

Модели

Виды парктроников на авто очень разнообразны, но все они делятся на различные группы, о которых следует упомянуть:

  • Первую группу составляют парктроники для авто, индикаторы которого встраиваются в зеркало заднего вида и представляют собой полоски столбики из горизонтальных черточек разного цвета. Они будут загораться один за другим по мере приближения авто к препятствию.
  • Второй, более продвинутый вариант – парктроник, совмещенный с камерой заднего вида. У такой модели информационный дисплей представляет собой цифровой экран, на который выводится картинка с камеры, расположенной сзади (а иногда - и спереди). К сожалению, объектив камеры может загрязниться в непогоду, чего не случится с обычными датчиками – им такие погодные перемены не страшны.
  • Самые современные модели парктроников имеют не точечные, а ленточные датчики. Такие датчики очень легко устанавливаются и не так сильно выделяются на бампере, благодаря чему получают все большее распространение.

Современные парктроники для авто часто оснащаются дополнительными функциями. Обычно они несут избыточную и ненужную информацию (часы, компас). При выборе подходящей модели парктроника лучше ориентироваться на модель с максимальной функциональностью и удобством эксплуатации.

На что надо обратить внимание

Перед тем как выбрать парктроник для авто, следует обратить внимание на зону, которую он будет обслуживать. Часто значения для передней и задней различаются. Также необходимо проверить соответствие температурного режима и влажности условиям предстоящей эксплуатации. Сами датчики, устанавливаемые в бампер автомобиля, должны иметь тот же цвет, в крайнем случае – тот же оттенок, чтобы не сильно выделяться из облика машины. Информационный экран должен органично вписываться в интерьер и гармонировать с ним. В идеале он выглядит как штатная, заводская деталь. Сейчас в продаже имеется великое множество моделей, и подобрать подходящий экземпляр нетрудно.

Установка

В настоящее время установка парктроника на авто – достаточно распространенная услуга в специализированных сервисных центрах. Работа не слишком сложная и связана в основном с протягиванием проводов от датчиков к коммутационному блоку и информационному экрану. Также производится сверление в бамперах отверстий для датчиков. Если установить парктроник на авто, цена будет сильно зависеть от комплекта установки, а также от типа и размера автомобиля. В комплект может входить как сам элемент, так и "навороченная" система с одной-двумя камерами и экраном. Установка парктроника на авто в Москве будет стоить от 2500 до 4000 рублей за самый простой вариант с четырьмя датчиками сзади. За вариант с камерой придется заплатить 5-8 тысяч рублей.

Самостоятельный монтаж

Конечно, можно сэкономить и установить парктроник на авто самостоятельно (в инструкции все достаточно подробно описано). Однако эта работа связана с разборкой-сборкой салона, а часто - и снятием бампера. Кроме того, для подключения устройства потребуется врезаться в бортовую систему электрооборудования. Поэтому перед началом работы желательно прикинуть свои умения и навыки.

Заключение

Как видно, парктроники для авто – востребованная и популярная опция. В современном ритме жизни она переходит из категории роскоши в необходимый предмет, значительно облегчающий жизнь.

fb.ru

датчик парковки, беспроводной парктроник, звуковой, электромагнитный и лазерный

1340 Просмотров

Весьма полезная функция, о которой, так или иначе, мечтает каждый автолюбитель, не имеющий ее, — это система помощи при парковке. Ее неплохо дополняет камера заднего вида. К счастью у данных владельцев появилась такая возможность, как установка нештатных датчиков парковки и камеры заднего вида. Подобная система продается в различных автомагазинах, торгующих гаджетами для автомобилей. Существуют несколько вариантов подобных систем, но всех их объединяет одна цель — помощь при парковке. В этой статье речь пойдет о самостоятельной установке датчиков парковки на автомобиль, а также мы дадим разъяснения по различным типам данных устройств.

Немного истории

Парктроник – так называется радар помощи при парковке. Конечно, многие производители автомобилей дают аббревиатуру данной системе по своим стандартам и правилам. Впервые данную систему открыла компания Mercedes-Benz, давшая название Parktronic. Как мы знаем, именно первая аббревиатура запоминается больше всего, поэтому многие автолюбители, называя систему помощи при парковке любого автомобиля – парктроником, даже не догадываются, что именно это название принадлежит только автомобилям с трех лучевой звездой!

Компания BMW и AUDI называют подобные системы – PDC и APS.

В общем, каждая компания присваивает данной функции свое имя. В последнее время многие автопроизводители стали комплектовать звуковой тип парктроника в сумме с камерой заднего вида.

Различия и типы

Датчики парковки могут иметь разную структуру и принцип действия. Однако их объединяет одна цель – определить расстояние до приближающегося препятствия. Большинство автомобилей имеющих автоматическую функцию, оборудованы только задним парковочным радаром, а вот на более дорогих версиях производитель может установить датчики для передней части автомобиля.

Есть несколько типов парковочного радара:

  • ленточный парктроник,
  • беспроводной парктроник,
  • электромагнитный парктроник.

Давайте рассмотрим первые два типа, так как они являются наиболее распространенными радарами парковки.

Ленточный тип

Ленточный парктроник обладает всеми основными возможностями для определения расстояния до приближающегося препятствия. Такие радары парковки могут содержать в себе датчик парктроника, установленный на одной шине, что дает преимущество при диагностике неисправностей. Передний парктроник может быть оборудован системой содержащей в себе датчик парктроника на лазерном сенсоре. Лазерная система наиболее надежна с точки зрения временного интервала, так как ее конструкция основана на простых элементах. Также передний парктроник обладающий лазерной технологией наиболее точно рассчитывает дистанцию. Датчик парковки на лазерной системе имеет один недостаток – цена.

Беспроводной тип

Беспроводной парктроник – как понятно из названия обладает беспроводной системой контроля, автоматически активирующуюся. Питания данная система помощи при парковке не требует, так как она оборудована технологией электромагнитного заряда. К сожалению, данная система помощи имеет одну существенную особенность – низкий уровень надежности. Владельцы таких лазерных радаров отмечают частый отказ всей системы. Как правило, причиной служит загрязнение сердечников центральных сенсоров.

Как работает радар помощи при парковке

Во время начала движения, бортовой компьютер автомобиля активирует данного помощника. Во время активации на автомобильные датчики поступает питание, в свою очередь лазерные сенсоры начинают производить автоматическое излучение по принципу эхолота и отправляют импульсы вдаль от себя. Полученные обратно импульсы лазерные датчики автоматически анализируют и сообщают блоку радара о расстоянии до объекта.

Данная парковочная система активна только при движении не более 15 километров в час, после преодоления этой скорости, бортовой компьютер отключает питание на данное устройство. В салоне автомобиля установлены дисплеи, информирующие водителя о приближении препятствия.

Полностью полагаться на данного автоматического парковочного помощника нельзя, об этом также предупреждают производители автомобилей в книге по эксплуатации. Также вкупе с данной функцией лучше использовать камеру заднего вида. Именно камера заднего вида отлично демонстрирует водителю оптимальный вид сзади автомобиля.

Причины неисправности

Наиболее часто встречающиеся причины неисправности радара помощи при автомобильной парковке – это обрыв проводки в результате коррозии.

Как правило, чтобы устранить данную проблему, необходимо демонтировать бампер, на котором установлены датчики парковки, только после этого необходимо провести тщательный анализ целостности проводки.

Предварительно рекомендуем провести компьютерную диагностику для обнаружения неисправности.

Также определенные виды поломок могут быть связаны с неработоспособностью самого сенсора, а вернее его обмотки. При повреждении корпуса датчика образуется коррозия внутренней обмотки, что в свою очередь негативно сказывается на его работе.

Некоторые владельцы отмечают непостоянную работу системы помощи при автоматической парковке, связанную именно с неработоспособностью датчика.

Самостоятельная установка

Чтобы самостоятельно оборудовать свой автомобиль данной системой, необходимо приобрести целый комплект радара помощи парковки.

  1. Первым делом лучше демонтировать передний и задний бамперы для установки парковочных сенсоров. Если вы покупаете комплект только для заднего бампера, то снимать необходимо только его.
  2. Чтобы провести провода, необходимо демонтировать некоторые элементы подкапотного отсека, а также салона.
  3. Проложите необходимую проводку так, чтобы она не перетерлась в тех местах, где стыкуются подвижные части кузова, а лучше использовать специальные гофры.
  4. Установите дисплей, который информирует водителя о приближении препятствия. Мы рекомендуем его установить на центральной панели вашего автомобиля.
  5. Произведите точную разметку бампера и с помощью больших сверл произведите сверление необходимого количества отверстий для установки новых деталей.
  6. Установите парковочные сенсоры таким образом, чтобы они находились на равноудаленном расстоянии друг от друга, после этого проложите проводку и подключите электрические разъемы к датчикам.
  7. Установите звуковой модуль управления парковочной системой под центральную консоль вашего автомобиля, только после этого необходимо подсоединить концевик включателя данной системы на передачу заднего хода.
  8. Через специальный предохранитель подсоедините питание для всей системы, после чего можно проверить ее работоспособность.

Внимание! Перед началом проверки внимательно осмотрите все провода и несколько раз сверьтесь с инструкцией.

Работу по установке радара помощи при парковке можно считать завершенной.

Данное пособие может отличаться для конкретных автомобилей, поэтому внимательно читайте инструкцию.

Заключение

По итогам нашего материала можно отметить, что данный парковочный помощник весьма неплохо дополняет комфортом ваш автомобиль. Как писалось ранее, не следует полностью доверять этой системе, так как могут быть некоторые ситуации, где сенсоры просто не заметят препятствия. Камера заднего вида как нельзя лучше помогает водителю без звукового сопровождения.

portalmashin.ru

Топ 8: лучшие парктроники

Теснота при парковке каждый раз заставляет водителей нервничать. Особенно нелегко тем, кто только недавно получил права. Между тем, дорога не делает никому никаких поблажек и уравнивает водителей с большим опытом и новичков. А в современных городах парковка заставит напрячься и опытного водителя. Но здесь у нас есть прекрасный помощник. Это парктроник, электронное устройство для парковки, использующее принцип акустической или радиолокации. В основном, применяются ультразвуковые парктроники. Раз нам не обойтись без парктроника, давайте посмотрим, каким он может быть, каким он должен быть, а потом, каким он бывает в глазах потребителей.

Принцип работы прибора таков: датчик посылает вперед короткий импульс ультразвука и ждет отраженного от препятствия отклика, запустив часы одновременно с посылкой импульса. Принятый сигнал останавливает часы, и микропроцессор делит полученный замер времени пополам, и пересчитывает время в расстояние, по известной скорости звука.

Внешне устройство обычно состоит из коробочки с электроникой (блока), нескольких датчиков и, возможно, пульта. Блок подключается к бортовой сети 12 В, датчики укрепляются на заднем бампере (как минимум). В самых дешевых парктрониках применяется только зуммер. При опасной близости препятствия он запищит, и это знак водителю придавить тормозную педаль. Начинающим автолюбителям лучше приобрести парковочный сигнализатор с дисплеем, показывющим расстояние в цифровом виде. Этот прибор даст больше информации и уверенности, научит водителя оценивать расстояние не на глазок, а в единицах длины. Совсем новичкам на дорогих машинах лучше приобрести себе парктроник, совмещенный с видеокамерой, им это вполне по карману и дело того стоит.

1. ParkMaster 4DJ-06

9.8Плюсы: высокая надежность, недорогой, возможность регулировать громкость звука.Минусы: нет переднего сканирования.Цена: 1800 – 2500 руб.

Этот парктроник потребители считают наиболее оптимальным. Он надежен, не ломается. Хотя сканирует он только заднюю сторону, но его 4 датчика дают полностью надежное обнаружение препятствий. Небольшой блок черного цвета легко встраивается в любом подходящем месте автомобиля. Датчики монтируются на бампере и почти незаметны (черный или серый цвет). Водитель извещается о препятствии как звуком, так и с помощью светодиодного цветного индикатора, по которому можно определить расстояние до препятствия. Прибор начинает обнаруживать препятствие с расстояния 1300 см, и действует до 30 см.

2. Sho-Me Y-2616-N04

9.2Плюсы: надежность, невысокая стоимость, простота установки.Минусы: громкий звук без регулировки.Цена: 750 – 1400 руб.

Небольшая цена при хорошей функциональности поднимают этот парковочный сигнализатор в нашем рейтинге до второго места. Прибор также легко монтируется в автомобиле. В комплекте находится все необходимое для установки. Четыре ультразвуковых датчика устанавливаются в задней части автомобиля и обеспечивают полное перекрытие слепого пространства. Сканирование обеспечивается в пределах от 10 см, до 1,5 м. Водитель оповещается двумя способами: светодиодным индикатором и звуком. Устройство работает при морозе до -30 и жаре до +60 градусов.

3. ParkMaster 4DJ-29

9.0Плюсы: функция диагностики исправности датчиков.Минусы: относительно высокая стоимость, сканирование только задней стороны.Цена: 3200 – 3700 руб.

Мы вынуждены поставить такую оценку только из-за высокой цены устройства. В действительности оно должно занимать более высокое место. Это по-настоящему современное, высокотехнологичное устройство. Очень информативный дисплей, который показывает не только расстояние в метрах, но и расположение препятствия. Сам дисплей крепится в районе зеркала заднего вида в салоне автомобиля. Устройство почти мгновенно реагирует на препятствие. Оповещение водителя: световое, звуковое и голосовое (на русском языке). Препятствие обнаруживается уже на расстоянии 2.6 метров. Минимальное расстояние: 10 см. Прибор может запоминать расстояния с учетом выносных устройств: сцепное устройство, запасное колесо и т.п.

4. ParkMaster 8DJ-27

8.3Плюсы: память для выносных принадлежностей автомобиля (фаркоп, запаска).Минусы: только цена.Цена: 6200 – 7800 руб.

Это устройство отличается завидным набором функций. Оно содержит два набора датчиков: четыре передних и четыре задних. Таким образом, при парковке на обочине, водитель может уверенно двигать машину между автомобилями, расположенными спереди и сзади, выруливая на проезжую часть. Это неоценимая помощь зеркалам заднего вида и оценке слепого пространства впереди. Парковаться можно даже в полной темноте! Дисплей покажет как задние препятствия, так и передние. Расстояние с которого обнаруживается препятствие: для передних датчиков 1 м, для задних датчиков 2.6 м. Этого вполне достаточно для безопасности. Измерение расстояния позволяет почти вплотную подъехать к препятствию, не касаясь его. Кроме того, парктроник имеет функцию самопроверки после включения. Индикация приближения: голос (русский), звук, дисплей. Громкость звукового оповещения о препятствии регулируемая.

5. Flashpoint FP-800Z

8.1Плюсы: защита от ложных срабатываний.Минусы: цена.Цена: 5000 – 7000 руб.

Это парковочное устройство способно «обучаться», в случае, когда габариты автомобиля выступают за пределы бампера, на котором устанавливаются датчики. Это такой способ программирования, когда водитель совершает определенные действия, имитируя реальную ситуацию, а устройство заносит в память нужную информацию. Парктроник имеет цветной цифровой дисплей, 8 датчиков (4 спереди и 4 сзади), несколько вариантов монтажа в салоне, звуковое регулируемое оповещение (включая голос). Не создает помех другому паркующемуся транспортному средству. Расстояние, с которого парктроник начинает действовать: передние датчики 0.9 метров, задние датчики 2.6 метров. Имеются довольно сильноточные выходы для сигнализации: сирена 15 А, световая сигнализация 2х7.5 А.

6. Multitronics PT-4TC

7.4Плюсы: невысокая цена при большой функциональности.Минусы: дисплей ЖКИ, сложность настройки.Цена: 2200 — 2400 руб.

Это парковочное устройство имеет большой набор функций. Можно установить либо передний, либо задний, либо оба комплекта (на каждом датчиков по 4 шт.) для работы с одним дисплеем. Парктроник может оповещать водителя либо голосом, либо зуммером, либо мелодией при достижении опасной близости к препятствию. Расстояние также отображается на дисплее. Имеется функция «фаркоп», которую можно использовать, когда габаритные размеры автомобиля выходят за пределы бампера. Функция «антиподкат» позволяет видеть расстояние до автомобиля, находящегося сзади. Она включается при нажатии на педаль тормоза. Эта функция полезна при движении в плотном потоке транспорта, или при трогании с места на подъеме. Препятствия обнаруживаются в пределах 30 см … 2.5 метров.

7. ParkCity Tallin 818/305L

7.1Плюсы: установочный инструмент в комплекте.Минусы: не замечены.Цена: 3400 – 4200 руб.

Современное парковочное устройство с удобным и информативным дисплеем. Обнаруживает препятствия спереди и сзади на расстоянии от 30 см до 2.5 м, при этом точность измерения составляет 10 см. Диаметр датчиков 18 мм. Оповещает водителя зуммером, голосом, цветовым сигналом, а также показывает расстояние с шагом в 10 см. Сигналы подаются в следующей последовательности: «внимание», «осторожно» и «стоп», так что водитель трижды оказывается предупрежден об опасности. Звуковое оповещение регулируется: «выкл», «тихо», «громко».

8. Fusion FPA-42

6.1Плюсы: прост и надежен, отличное соотношение цена/качество.Минусы: выдерживает мороз только до -20 градусов.Цена: 750 – 1400 руб.

Простой и надежный парктроник. Ничего лишнего и все самое необходимое. Имеет 4 датчика для задней стороны. Обнаруживает препятствия, находящиеся в пределах 30 см … 2.5 м. Имеет звуковое трехуровневое оповещение, а также светодиодный цветной линейчатый индикатор, показывающий не только расстояние, но и направление, с которого приближается препятствие.

Какой парктроник лучше купить?

Для лучшего выбора оцените все за и против. Как правило, начинающим водителям рекомендуется выбрать наиболее совершенную модель. Несколько тысяч рублей – эта сумма значительно меньше возможных расходов при столкновении с препятствиями в виде чужих автомобилей, велосипедов и детских колясок. Более опытные могут выбирать парктроник попроще. Однако парктроник настолько удобная и полезная вещь, что и профессионалы нередко предпочитают возложить на него часть своей работы.

Алексей Фурман До ← Bentley Continental GT3-R – изысканная скорость После → Нож James Charter

Читайте также

iconsumption.ru

Установка парктроника (передний и задний бампер)

Парктроник - вещь полезная, и на современных автомобилях он часто входит в штатный набор опций. Для неопытных водителей в мегаполисах это вещь не заменимая. Т.к. парктроники универсальные в установке, то их можно установить и на десятое семейство.

Найти отчеты по установке парктроника на десятое семейство не сложно, т.к. тема довольно старая и разжеванная. Однако есть некоторые моменты, которые при установке важно учитывать, тогда в дальнейшем проблем с ним не будет.

Самые важные моменты при установке парковочного радара это выбор подходящего парктроника и размещение датчиков парктроника в бампере автомобиля. Все остальные моменты на мой взгляд вопросов вызывать не должны. Но все равно рассмотрим всю процедуру от покупки до установки парктроника:

Как выбрать парктроник

Правильно выбрать парктроник не сложно, нужно учитывать, что парктроники различаются по:
  1. Количеству датчиков (Минимальный набор - 2-3 датчика. Для наиболее точного определения препятствий и исключение мертвых зон рекомендуют устанавливать 4 датчика)
  2. Местам крепления датчиков (Важный момент, т.к. от этого будет зависеть можно ли будет закрепить датчики в выбранном месте на бампере)
  3. Точности определения расстояния до препятствия (На сколько точно датчики будут определять расстояние до препятствия)
  4. Индикации (Каким образом парктроник будет Вас извещать о приближении препятствия. Вариантов много, от простого писка, до шкалы индикации в зеркале заднего вида)
  5. Устойчивости к внешним воздействиям (От качества датчиков будет зависеть, как они будут работать в мороз и на сколько страшны им будут автомойки)
  6. Цвету датчиков (Если хотели, чтобы датчики парковки были в цвет машины, а таких не оказалось, тогда датчики парктроника можно покрасить. 2-3 слоя краски и слой лака по аналогии покраски бампера. На точность работы датчика покраска не отразится.)

Парктроники обычно универсальные, но есть и модели которые подключаются к определенным моделям Бортовых Компьютеров.Например, парктроник Multitronics PT-3TC может работать совместно с Бортовыми Компьютерами Multitronics: VG1031(U, UPL, GPL), SE-50 / SL-50 / SE-50V / SL-50V, X140 / X150, TC 50UPL / GPL, RI-500 / RI-500V / RIF-500, RC-700, VC731, TC 750.

Купить парктроник можно в интернет-магазинах.Цена на парктроники различные, в зависимости от комплектации и качества. (от 1000р. и выше) 

 

Установка парктроника в задний бампер

В общих чертах установка парктроника своими руками сводится к:
  1. Установка датчиков парковки в бампер
  2. Протягивание проводки в салон
  3. Подключение и крепление блока управления парктроником
  4. Установка индикатора парктроника
  5. Протягивание проводов в салоне от блока управления до датчика парктроника
После покупки парктроника внимательно ознакомьтесь с инструкцией.Снимать задний бампер можно, как перед замерами и сверлением, так и после. Тут как кому удобнее.

Для того, чтобы разместить датчики на бампере нужно пометить места под сверление. Для правильной работы парктроника датчики должны размещаться по высоте и ширине согласно инструкции. Для того, чтобы датчики располагались в одной плоскости в комплекте есть регулировочные кольца.

С помощью рулетки, а лучше "сантиметром" (который используется для замера талии :) ) помечаем маркером на бампере точки для датчиков согласно инструкции.

Просверливаем отверстия под датчики парковки с помощью коронки, которая идет в комплекте. Устанавливаем датчики. В некоторых моделях парктроников у датчиков есть вверх и низ, не закрепите датчики случайно вверх ногами :) При сверлении можно использовать молярный скотч.Для крепления датчиков парковки можно использовать герметик с обратной стороны бампера.

Закрепляем провода датчиков в бампере.

Проложить проводку парктроника в салон можно через штатное отверстие, либо просверлить отдельное отверстие (не забыть обработать края напильником и замазать от ржи).

Закреплять блок управления парктроником лучше всего в багажнике на левой стенке.

Подключаем блок управления парковочного радара к "Плюсу" заднего хода - зеленый провод. Таким образом парктроник будет работать только при включении задней передачи.

Т.к. бампера на ВАЗ 2110, ВАЗ 2111 и ВАЗ 2112 различные по форме, то и места креплений под датчики парктроника будут в разных местах. Вот примеры размещения датчиков парковки на разных автомобилях десятого семейства:Примеры, установка парктроника ВАЗ 2110

Примеры, установка парктроника ВАЗ 2111

Примеры, установка парктроника ВАЗ 2112

Установка парктроника в передний бампер

По аналогии с заднем бампером размечаем на переднем бампере места под сверление для датчиков парковки. Сверлим коронкой.Снимаем передний бампер ВАЗ 2110. Вставляем датчики. Закрепляем индикацию парктроника (в нашем случае это зеркало заднего вида вместо штатного)

Протягиваем проводку из салона в подкапотное пространство через штатное технологическое отверстие для электрожгутов (напротив кнопки отпирания багажника). Удобно для протягивания проводов использовать проволоку. В моторном отсеке придется снять бачок омывателя. Проводку левого переднего датчика спускаем вниз под аккумулятор, а остальные провода датчиков протягиваем через гофру по которой идет проводка к генератору.Выход из гофры в районе правой ПТФ обмотал в тряпочную изоленту, чтобы защитит резиновую изоляцию кабеля от повреждений о металлические кромки.

Подключяем передний парктроник к отдельной кнопке через реле. "Плюс" для управляющего блока брался от зажигания.

Крепление блока индикации парктроника в салоне

Блок индикации можно разместить по желанию, где Вам будет удобно. Например, разместить его на передней панели по центру или над рулем. А если нет желания тянуть проводку через весь салон, то можно разместить блок индикации парктроника возле заднего стекла и наблюдать его через стекло заднего вида.

Заключение

Без всяких сомнений парктроник вещь полезная, особенно для больших городов, где постоянно приходится парковаться в узких переулках или между машинами. Установка парктроника процедура не сложная и с ней справится любой, даже не подготовленный автолюбитель.Трудности и сбои в работе парктроника бывают редко и обычно это последствия после зимней мойки или механические повреждения датчиков (при необходимости датчики парковки могут меняться отдельно).Как альтернативу парктронику можно использовать камеру заднего вида.

Видео про парктроник

Где удобнее всего разместить табло парктроника?

Источник фото:Ключевые слова:

xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai


Смотрите также